Нестандартные методы бизнеса могут осуществляться в рамках действующего законодательства, но часто выходят и за его пределы. В этом случае они рассматриваются как экономическое мошенничество.
Cамой природе мошенничества присуща двойственность. Иногда мы просто не можем определить, что перед нами: новая форма бизнеса, афера или не предумышленно допущенная ошибка.
В известной притче богач дал трем друзьям по конверту со ста тысячами долларов, которые попросил положить после его смерти ему в гроб. Один из друзей был священником, второй — юристом, третий — финансистом. Когда богач умер, каждый в соответствии со сделанным обещанием положил в гроб по конверту и покойника предали земле. Но очень скоро священник созвал друзей и с покаянным видом сообщил, что его замучила совесть, так как он положил в гроб только 50000 долларов, а остальные раздал беднякам. После этого и юрист признался в экономии денег. Финансист же был страшно возмущен неблагородным поведением своих друзей. “В отличие от вас, - сказал он, - я честно положил в гроб конверт с чеком на 100000 долларов!”
Мошенничество многолико. Но в основе любой разновидности лежит злонамеренное присвоение чужой собственности независимо от того, в какой форме оно выступает: денег, товарно-материальных ценностей, интеллектуальных разработок или в каком-то ином виде.
Многие из мошенничеств основываются на краже — злонамеренном присвоении чужой личной собственности с намерением превратить ее в свое имущество без согласия владельца. Владелец не обязательно должен быть известен в момент совершения кражи. Более того, лицо, у которого похищается собственность, может и не быть ее законным владельцем.
Например, имущество может быть похищено у экспедитора, перевозящего груз; судебного исполнителя, который хранит его как арестованное до выплаты долга; у залоговой фирмы, которая держит его как залог.
Но если мошенник получил чужую собственность на законном основании и использовал ее на свои личные нужды, то это уже не будет кража. По международной практике такое событие правильнее будет рассматривать как растрату.
Растрата — присвоение собственности лицом, пользующимся и распоряжающимся ею на законном основании до того, как во владение ею вступит ее настоящий собственник. За растратой почти всегда скрывается нарушение доверия, так как лицо, совершившее ее, занимало особое положение, связанное с оказанием ему доверия владельцем собственности.
Нотариусу доверили определенную сумму денег для хранения или для использования ее в качестве гарантии по совершаемой сделке, а он эту сумму растратил на свои нужды. Такие его действия трактуются именно как растрата.
-Обвиняемый, что вы можете сказать в свою защиту?
-Только одно: мне доверили миллионы. а я растратил только пятьсот тысяч долларов.
Довольно часто в международной практике предпочитают говорить не о краже, не о растрате, а о расточительстве - неправильном расходовании имущества предприятия должностным лицом. Это крайне рациональный подход, так как руководители предприятий - жертв мошенничества со стороны своих работников часто не стремятся выносить сор из избы, обвиняя виновных служащих не в воровстве или растрате, а просто в расточительстве.
Еще одним термином, широко используемым для определения мошенничества, является понятие “преднамеренное злоупотребление”, которое используется в отношении любого неоправданного расходования имущества предприятия. При этом должен существовать преступный умысел и план обмана предприятия.
Лицо, злоупотребляющее доверенным ему имуществом, может использовать разные схемы мошенничества. Примером может служить случай, когда руководящий работник банка использовал банковские средства для закупки акций с таким расчетом, чтобы любая прибыль от этих ценных бумаг шла к нему, а любые убытки ложились на банк.
Подлог обычно встречается в виде мошенничества, совершаемого в отношении предприятия или физического лица сторонними лицами.
Подлог — это мошенническая запись или изменение записи в ущерб юридическому или физическому лицу. Чтобы квалифицировать мошенничество как подлог изменение записи должно быть действительно ложным и делаться с целью обмана. При этом подложный документ должен выглядеть как законный, иначе с его помощью будет невозможно изменить сумму обязательства или долга. Подлог может совершаться как при помощи ксерокса, компьютера, пишущей машинки, обычной записью от руки и т.д. Это правонарушение может осуществляться и простыми подчистками.
С подлогом тесно связана фальсификация документов. Под этим термином понимается составление или подделка уже существующего документа таким образом, чтобы представить документ в искаженном свете с намерением обмануть кого-то. Неумышленные ошибки при составлении документа не следует рассматривать как фальсификацию, ибо для классификации события как фальсификации необходимо наличие умышленного действия.
Фальсификацией может быть также пропуск или несделанная запись в том случае, если они умышленно направлены на дезинформацию лиц, знакомящихся с документом.
При заполнении анкеты по приему на работу анкетируемый ничего не записал в графу “привлекались ли вы к уголовной ответственности?”, хотя и сидел за мошенничество и воровство.
Известно много случаев, когда собственность не захватывается, а добровольно передается владельцем, попавшимся на какую-нибудь уловку.
Типичные примеры: владелец товара продает его за фальшивые деньги, пенсионеры несут свои деньги на покупку ценных бумаг жульнической компании, предприятие делает предоплату аферистам для покупки товара, который никто не собирается им поставлять.
Это не является кражей, но есть приобретение собственности обманным путем".
http://luchecon.livejournal.com/56491.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий