Мобильные мошенничества стали одной из актуальнейших тем конца прошлого и начала нового года, но информированность еще не гарантирует защищенности. Gazeta.ru опросила специалистов о том, чего не следует делать, чтобы не стать жертвой мошенников.
Каковы основные виды мошенничества с использованием мобильной связи?...
Коммерческий директор J'son & Partners Consulting Павел Ермолич:
Практически все варианты изъятия денег у доверчивых абонентов реализуются с использованием так называемых premium SMS.
Перечислю наиболее распространенные:
1. SMS-рассылки следующего содержания: «Вам подарок от «название известного бренда» — 100 рублей за мобильную связь. Чтобы получить подарок, отправь XXXX на YYYY» (текст сообщений может меняться, но общий смысл остается прежним)». При отправке SMS абонент ничего не получает.
2. Злоумышленники создают сайт с рядом «платных» разделов (в основном adult-контент, файлы со «свежими» фильмами, персональные данные или так называемые аудионаркотики, аудиоферомоны), для получения доступа к которым нужно отправить SMS, при этом зачастую указывается, что данное SMS либо ничего не стоит, либо его цена крайне невелика.
3. Распространение платных программ наподобие «SMS-перехватчик», «SMS-локатор» и т. п. (оплата через SMS).
4. Распространение вирусов, блокирующих работу компьютера (разблокировка через SMS).
Бизнес-схема следующая:
* оператор сотовой связи выдает ИСНН (индекс сокращенного набора номера aka — «короткий номер») в аренду сервис-агрегаторам. Стоимость отправки SMS на ИСНН в подавляющем большинстве случаев значительно выше стоимости «обычной» SMS;
* сервис-агрегатор предоставляет возможность своим партнерам (среди которых попадаются мошенники) использовать данные ИСНН для оплаты всевозможных сервисов (т. н. SMS-биллинг);
* партнеры сервис-агрегаторов (в том числе мошенники и аферисты, ибо часть сервисов под определение УК «мошенничество» не подпадают) используют ИСНН для того, чтобы заработать (иногда и незаконным путем).
Деньги двигаются по цепочке: оператор (списание денег с лицевых счетов абонентов) => сервис-агрегатор (часть денег по доходу, полученному от коротких сообщений, пришедших на ИСНН сервис-провайдера) => партнер сервис-агрегатора.
...
Как борются с таким мошенничеством?
Пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая:
В рамках комплексной программы по борьбе с мобильным мошенничеством МТС разработали для пользователей контент-услуг ряд специальных сервисов, которые позволяют получить полную информацию об услугах и предотвратить мошенничество.
Если вы сомневаетесь в стоимости сервисов, предоставляемых по SMS- и MMS-запросам на короткие номера, вы можете уточнить ее с помощью услуги «Инфоконтент». Чтобы получить информацию о стоимости любой платной услуги, необходимо отправить бесплатное SMS-сообщение со знаком ? на короткий номер услуги. В ответ вы получите SMS с достоверной информацией о стоимости услуги на данном коротком номере, названии компании, обеспечивающей услугу, и контактный номер телефона службы технической поддержки.
МТС также включили дополнительную защиту от мошенничества по некоторым коротким номерам, которые вызвали наибольшее число жалоб абонентов. Теперь вам при отправке SMS на данные номера перед списанием средств приходит ответное бесплатное SMS с предложением подтвердить свое желание воспользоваться услугой и достоверная информация о ее стоимости.
На сайте МТС в разделе «Услуги по коротким номерам» можно получить информацию о стоимости услуг, доступных по каждому короткому номеру.
Менеджер по социальным проектам ОАО «Вымпелком» Евгения Чистова:
Мы делаем основной упор на информационную кампанию, руководствуясь принципом «предупрежден значит вооружен». Для этого мы проводим активное информирование абонентов через прессу, собираем «круглые столы» с участием экспертов.
Для абонентов «Билайн» по всей России работает бесплатный номер 068044, позвонив на который, можно оперативно прослушать инфо о популярных схемах мошенничества и рекомендации, как на них реагировать. На наш взгляд, основные проблемы — это звонки от имени оператора и различного рода просьбы перевести деньги. Проблема, связанная с непрозрачным указанием стоимости контента решена в нашем случае публикацией корректной информации о стоимости услуги и ее содержании на сайте компании (в разделе «Будьте уверены»). Кроме того, при обращении абонента с претензией, мы можем провести проверку информации и вернуть ему деньги, если факт мошенничества контент-провайдера подтверждается.
Ввиду того что проблема мобильного мошенничества приобретает все больший размах и социальное звучание(450 тысяч обращений по поводу мошенничества в 2009 году по сравнению с 160 тысячами в 2008 году), «Билайн» создал и запустил специальный сайт safe.beeline.ru, на котором обобщены наиболее популярные виды мошенничества, советы, как не стать жертвой мошенников, и рекомендации, что делать, если все-таки абонент уже попался на уловку злоумышленников.
Начальник департамента по гарантированию доходов и управлению фродом ОАО «Мегафон» Сергей Хренов:
Мы активно сотрудничаем с правоохранительными органами, агрегаторами, контент- и интернет-провайдерами, другими операторами связи по предотвращению действий мошенников. Ряд номеров и префиксов партнеров контент-провайдеров, уличенных в мошенничестве, уже заблокированы. По каждому заявлению абонента о факте мошенничества проводится проверка. Благодаря обращениям абонентов за последнее время выявлено несколько сотен мошеннических сайтов. В то же время вид «приманки», адреса сайтов, короткие номера и идентификаторы, используемые злоумышленниками, постоянно меняются, что затрудняет работу по искоренению этого вида мошенничества.
Мы также планируем внедрить несколько сервисов, направленных на защиту интересов абонентов от действий мошенников. В ближайшее время мы планируем запустить сервис, предупреждающий абонентов о стоимости отправляемых на короткие номера SMS. Кроме того, разрабатывается услуга, позволяющая через USSD-запросы получать данные контент-провайдера, за которым закреплен короткий номер.
Коммерческий директор J'son & Partners Consulting Павел Ермолич:
До недавнего времени шла исключительно претензионная работа: оператор или агрегатор при получении претензии от абонентов прекращал выплаты скомпрометированным партнерам и иногда даже возвращал деньги абонентам. Однако с учетом особенностей бизнес-схемы к определенному моменту количество таких претензий превысило разумные нормы, и операторы приступили к более активной борьбе аферистами.
Аналитик ИК «Финам» Татьяна Менькова:
Борьбой с преступлениями в сфере высоких технологий занимается специально созданное для этих целей управление К, входящее в структуру Министерства внутренних дел РФ. В отношении лиц, совершающих преступные действия в отношении пользователей мобильной связи, по всей видимости, может быть применено наказание, предусмотренное статьями 159 и 165 УК РФ. С другой стороны, следует отметить, что на случаи мошенничества в сегменте мобильной связи оперативно реагируют и работают над их предотвращением соответствующие службы операторов, безусловно, заинтересованных в поддержании высокого уровня лояльности абонентов и потенциальных клиентов.
Что можно посоветовать нашим читателям, чтобы они не стали жертвами такого мошенничества?
Пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая:
Перед тем как воспользоваться заинтересовавшей вас услугой, внимательно изучите правила ее предоставления. В случае если вы получаете предложение отправить повторное SMS на короткий номер с какой-либо целью, например, подтверждения совершеннолетия, при этом данное условие не было описано в правилах предоставления услуги, — от заказа данной услуги лучше отказаться, обратившись в сервисную поддержку провайдера для возврата средств. Контакты службы сервисной поддержки провайдера вы можете узнать с помощью бесплатной услуги «Инфоконтент», отправив на короткий номер услуги SMS-сообщение со знаком «?».
Будьте внимательны, к вам могут обратиться знакомые из контакт-листа популярной социальной сети с просьбой положить деньги на телефон или предложением проголосовать в конкурсе, отправив SMS-сообщение. Перед отправкой SMS на указанный ими короткий номер обязательно свяжитесь со своими знакомыми каким-либо способом и уточните информацию.
Менеджер по социальным проектам ОАО «Вымпелком» Евгения Чистова:
Не поддаваться первому имульсу и не переводить деньги на счета людей, которые позвонили и представились вам либо технической поддержкой оператора, либо ведущими радиостанции, либо знакомыми ваших родственников, которые якобы попали в беду.
Узнавать как можно больше о популярных схемах мошенничества и перепроверять информацию, поступившую от неизвестных лиц. «Билайн», со своей стороны, готов предоставить всю необходимую информацию для такой проверки, а также экспертную помощь операторов центра поддержки клиентов, которые подскажут, какие действия предпринять и куда обратиться в случае, если абонент столкнулся с фактом мобильного мошенничества.
Начальник департамента по гарантированию доходов и управлению фродом ОАО «Мегафон» Сергей Хренов:
Мы призываем наших абонентов быть бдительными, не устанавливать программное обеспечение неизвестного происхождения, не доверять сомнительным предложениям и не отправлять SMS на premium-номера. Советуем устанавливать на свой компьютер хорошо зарекомендовавшие себя антивирусные программы, своевременно обновлять их и не пренебрегать мерами безопасности во время пользования интернетом.
Если абонент все же попался на удочку мошенников, необходимо позвонить в контактный центр «Мегафона» или обратиться в любой из центров обслуживания с заявлением. В заявлении необходимо указать, в чем заключалось мошенничество, и короткий номер, на который отправлено SMS. Также желательно указать цифро-буквенный код (префикс), который предлагалось набрать в тексте сообщения. По префиксу мы сможем оперативно заблокировать мошеннический сервис и уберечь других абонентов от обмана и вымогательства денег.
Коммерческий директор J'son & Partners Consulting Павел Ермолич:
Читателям могу порекомендовать быть осмотрительнее и внимательнее — не спешить с отправкой SMS и звонками на рекламируемые четырехзначные (короткие) номера: с большой долей вероятности цена отправки коротких сообщений и звонков их неприятно удивит.
Абонентам, пострадавшим от рук мошенников и аферистов, необходимо понимать следующее: списывать деньги со счета абонента имеет право только оператор сотовой связи. Юридически именно он оказывает вам все услуги, которые сопровождаются подобным списанием денежных средств с вашего абонентского счета. Если вам кажется, что с вашего счета незаконно списали деньги, звоните сразу в абонентскую службу оператора. Не соглашайтесь на предложения сотрудников колл-центра оператора куда-нибудь перезвонить (иногда они пытаются «перебросить» подобные претензии сервис-агрегатору) — требуйте именно от оператора принять претензию, вернуть вам деньги, сообщить вам о результатах рассмотрения вашего обращения. Оператор обязан это сделать: он списал деньги за то, что оказал вам какую-то услугу — пусть сам и разбирается, что это за услуга и за что вы заплатили.
Аналитик ИК «Финам» Татьяна Менькова:
Каждый случай мошенничества в мобильном сегменте, можно сказать, индивидуален, в связи с чем какие-то общие рекомендации дать достаточно проблематично. Если говорить в целом, можно посоветовать следующее: не перезванивать и не писать на сомнительные (особенно короткие) номера SMS — кто бы кем бы в них ни представлялся, в случае появления новых услуг уточнять об этом по номеру своего оператора, не реагировать на звонки с просьбами о пополнении счета и на сообщения от якобы попавших в беду родственников, не участвовать в незнакомых акциях/мероприятиях, а также ни при каких обстоятельствах не раскрывать свои личные данные.Дискуссия в журнале
Комментариев нет:
Отправить комментарий