Поиск по этому блогу

суббота, 11 сентября 2010 г.

Старая схема отмывки денег

Следственным управлением предварительного расследования МВД возбуждено около десятка уголовных дел, в материалах которых фигурирует государственное предприятие "Институт прикладных программных систем". По данным правоохранителей, под крышей этого интеллектуального учреждения, входящего в структуру Министерства связи и информатизации Беларуси, долгое время действовала преступная группа.

Институт прикладных программных систем основан в 1992 году с целью разработки программного обеспечения и информационных технологий для организаций, учреждений и предприятий образования, здравоохранения, культуры, органов государственного управления, силовых структур, фондов и отдельных предприятий. Институт состоит из пяти функциональных отделов. Численность работающих - 110 человек.

Отмывка денег
63-летний минчанин подозревается в том, что, будучи руководителем научно-исследовательского предприятия, совместно со своим заместителем и заведующим отделом составил и подписал фиктивные договора подряда. Речь идет о периоде с июня 2002 года по декабрь 2004-го, когда Институт прикладных программных систем получил заказ на разработку программного обеспечения для Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Беларуси, пишут "Белорусские новсти".

Собственных сил для выполнения такого объема работы якобы не хватило, а потому чиновники подключили к делу "мозги" частной фирмы, которая, согласно материалам следствия, не ударив палец о палец, получила на свой расчетный счет почти 246 миллионов рублей. А программное обеспечение действительно было разработано, но, как считают следователи, над ним трудились штатные сотрудники института, которые даже не подозревали, что выполняют чужую работу.

Оперативники подозревают, что аналогичную мошенническую схему хищения денег руководители института применяли не раз. Во всех случаях заказ выполнялся для Фонда соцзащиты, только суммы были разные и деньги уходили на счета разных подставных фирм, четыре директора которых сегодня числятся в подследственных. Само же следствие началось в октябре 2009 года; на начало сентября нынешнего в материалах дела зафиксировано пять эпизодов хищений, относящихся к периоду 2002-2009 годов, на общую сумму почти полмиллиарда рублей. Двое из шести фигурантов находятся под стражей.

В конце 2006 года, напомним, Комитет госконтроля проверил ход выполнения Государственной программы информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года "Электронная Беларусь". Проверкой было установлено неэффективное использование бюджетных средств в сумме 640 миллионов рублей, выявлен ущерб госимуществу в размере 51 миллиона рублей и отсутствие экономических обоснований цен на НИОКР общей стоимостью 1 миллиард 260 миллионов рублей. Жесткой критике госконтроль подверг организации-исполнители, в их числе был назван и Институт прикладных программных систем, директора которого предлагалось освободить от должности.

В выводах КГК особо подчеркивалось, что «наиболее значительной лазейкой для незаконных выплат и растранжиривания средств является выполнение НИОКР по договорам подряда с временными научными коллективами и физическими лицами. Отсутствие законодательного регулирования оплаты труда по договорам подряда на выполнение НИОКР позволяет организациям-исполнителям произвольно устанавливать размеры вознаграждения без какого-либо соизмерения их с установленными размерами оплаты труда в этих организациях. Руководители фактически принимали работы, выполненные ими самими, а также их родственниками и работниками организаций, для которых разрабатывались проекты, и тем самым не были заинтересованы в надлежащей оценке качества этих работ и в объективной оценке их стоимости».

Что касается стоимости, то, судя по промежуточным выводам следствия, подозреваемые тут не продешевили. А вот насчет родственников КГК как в воду глядел: двое из наиболее активных фигурантов этого дела - отец и сын.

среда, 8 сентября 2010 г.

Авто из Беларуси - в Россию

Если есть забор - в нем должна быть дырка!

На российско-белорусской границе все-таки обнаружилась лазейка, через которую в Россию идут дешевые импортные автомобили. Разница в цене выражается шести-, а для дорогих автомобилей — семизначными числами.

Перед запуском Таможенного союза российские чиновники не раз заявляли, что не допустят ввоза в Россию дешевых иномарок из Беларуси. Дело в том, что пошлины на импорт автомобилей в Беларуси были ниже, чем в России. С 1 января 2010 г. для юридических лиц они были повышены до уровня российских, а для физических остались на прежнем уровне. Российские дилеры опасались, что физлица ввезут в Беларусь огромное количество автомобилей для перепродажи. 



Они так и поступили: по данным Белстата, за первое полугодие 2010 г. граждане импортировали в Беларусь 113 800 иномарок — на 60% больше, чем в тот же период 2009 г. Но это было учтено: российская сторона оговорила, что, если автомобиль ввезен в Беларусь физлицом по низкой пошлине, при ввозе в Россию нужно доплатить разницу.

Перегонщики приуныли, но ненадолго. "У нас уже три недели подряд россияне вывозят машины", — рассказал "Ведомостям" один из предпринимателей, торгующий на самом крупном авторынке "Малиновка" под Минском. По его словам, еще в июле здесь из-за автомобилей "яблоку негде было упасть", а сейчас рынок наполовину пустой. 



Оказалось, согласно письму Федеральной таможенной службы РФ от 19 июля 2010 г. № 01-11/35237 "О совершении таможенных операций и таможенном контроле автомобилей для личного пользования, перемещаемых через российско-белорусский или российско-казахстанский участки государственной границы Российской Федерации", в Россию можно беспошлинно ввозить подержанные автомобили, если в Беларусь они были ввезены до 1 января 2010 г. (и соответствуют нормам "Евро-4"). Это не те объемы, которые могут повлиять на российский рынок, считает руководитель белорусского дилерского центра: в конце 2009 г. в Беларусь успели ввезти для перепродажи в России всего несколько тысяч машин, основной поток пошел после Нового года.

Новые автомобили, растаможенные в Беларуси юрлицом (например, официальным дилером), можно ввозить в Россию вообще без ограничений — и, как оказалось, это очень выгодно. Дело в том, что в Беларуси по указу президента Александра Лукашенко от 24 ноября 2005 г. № 546 НДС в 20% начисляется лишь на разницу между закупочной и отпускной ценой автомобиля. А в России НДС в 18% начисляется на полную розничную стоимость автомобиля. Сами дилеры в итоге платят государству примерно одинаковую сумму (с учетом того, что российские получают потом вычет), но покупатели отдают белорусскому государству существенно меньше, чем российскому, объясняет управляющий партнер
юридической компании "Фемида". Так, машина отпускной ценой в $10 000 при пошлине в 30%, дилерской марже в $2000 и сопоставимых налоговых платежах в России будет стоить $17 700, а в Беларуси — $15 400.

Особый порядок начисления НДС был введен в Беларуси в 2005 г., чтобы поддержать дилеров: им было сложно конкурировать с автомобилями, ввезенными физлицами, которые НДС не платят, сообщил чиновник министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

Разница в НДС получается существенной, подтверждают топ-менеджеры трех белорусских официальных дилеров. Чем дороже новый автомобиль, тем, естественно, выгоднее покупать его в Беларуси. Например, Volkswagen Touareg с дизельным двигателем 4,8 л в московском салоне группы "Атлант-М" стоит 2,913 млн российских руб. (базовая комплектация), а в минском центре этой же компании — примерно на 340 000 российских руб. дешевле ($84 208). А BMW X6 xDrive35i у минской "Баварии моторс" стоит 60 600 евро, что примерно на 744 000 
российских  руб. ниже цены этой модели у российских дилеров (3,136 млн российских  руб.). Porsche Cayenne Turbo в Беларуси примерно на 2,39 млн российских  руб. дешевле, чем в России, где этот автомобиль стоит от 7 млн российских  руб.

"Мы почувствовали интерес российских покупателей к нашим машинам, но пока те из них, кто решил купить автомобиль, рискуют. Еще не известно ни одного случая постановки на учет в России нового автомобиля, приобретенного у дилеров Беларуси", — предупреждает один из дилеров. 



Когда прецедент будет создан, число покупателей из России вырастет, надеется он. Но конкуренции российским дилерам этот поток сразу не составит, успокаивает собеседник "Ведомостей": за первое полугодие 2010 г. дилеры ввезли в Беларусь всего 6000 автомобилей — в четыре раза меньше, чем за тот же период 2009 г., когда пошлины были ниже.

К разнице цен из-за НДС не придерешься, считает сотрудник российского ведомства, участвующего в выработке таможенной политики, ведь она формируется за счет налога на машины, который Беларусь устанавливает самостоятельно. "Это очень хорошая возможность купить машину в Беларуси подешевле, в России машины слишком дороги", — радуется российский чиновник